Логика? Это легко!

Логика? Это легко!Ребёнок растёт, развивается не только физически, но и с интересом познаёт окружающий мир, учится жить в нём, узнавать каждый день что-то новое. Малыш учится рассуждать и делать выводы. В этом ему смогут помочь следующие игры-упражнения, направленные на развитие логического мышления.

Материала понадобится немного, это может быть книжка с яркими иллюстрациями, карточки с наклейками, диск с увлекательным мультфильмом, конструктор, например, лего бен 10 и немного вашего времени. Не забывайте, что обучение должно проходить легко, чтобы ребёнку не было заметно, что его «обучают» и «поучают», вы должны не выдавать готовый результат в виде подсказки, а лишь направлять мысли малыша в нужное русло. Пусть ребёнок сначала сам попробует сделать вывод, почему «нужно сделать это так-то и так-то», сам учится подбирать правильные слова, объяснить, почему сказочный зайчик сделал так, а не по-другому и т.д. Лишь если ребёнок совсем замолчит или будет говорить односложными предложениями, придите на выручку.

Почаще проводите такие игры-занятия, и вы скоро увидите положительные результаты: ребёнок будет себя уверенней чувствовать, ему легче будет высказывать своё мнение, станет лучше логически мыслить. Давайте же посмотрим, какие задания можно предложить нашим малышам.

Игра «Что берём с собой?»

Приготовьте три коробочки, на которых наклейте или напишите крупно напечатанные слова: ШКОЛА, САДИК, ГОСТИ. Нам понадобятся подобранные по тематике картинки: школьный рюкзак, плюшевый медвежонок, торт, книжка, карандаши, цветы, тетрадь, машинка и т.п. Подойдут и наклейки. Разрежьте картонный лист на квадраты, наклейте картинки и начинайте игру. Поговорите с ребёнком о том, что через какое-то время он пойдёт в школу. Подробно расскажите, что детки делают в школе. Опишите, какой красивый рюкзачок вы купите ему в школу, какие принадлежности.

Если ребёнок ходит в детский сад, попросите подробно рассказать, что дети делают в саду каждый день, в какие игрушки играют. Если в сад малыш не ходит, расскажите ему сами. Затем предложите ребёнку выбрать, что из предметов он может взять в детский сад, что в школу, а с чем пойти в гости. Пусть разложит предметы по соответствующим коробочкам. Спросите, какие предметы можно взять с собой и в школу, и в садик? Тетрадь, карандаши. Цветы к празднику тоже можно принести. А медведя? Нельзя. «Алёша, а почему нельзя взять в школу медвежонка и машинку?». Попросите ребёнка объяснить свой выбор.

Точно так же можно расспросить малыша, что мы возьмём с собой в гости к бабушке с дедушкой, к друзьям: торт, цветы и т.д. Такое упражнение-игра хорошо развивает логическое мышление, умение обосновать свой выбор, и заодно подготавливает сознание ребёнка к школе или старшей группе детского сада, он узнаёт, чем будет там заниматься, и так далее.

Игра «Выше, быстрее, сильнее».

Приготовьте несколько карточек с рисунками зверей, птиц, насекомых, а также детей, взрослых. Покажите ребёнку карточки с лесными жителями: «Алёша, посмотри, какие тут нарисованы звери. Как ты думаешь, если волк встретит в лесу зайчика, кто должен спрятаться в кусты (убежать) первым? Зайчик или волк? Далее можно варьировать: оленёнок или медведь? Лиса или птичка? Ёжик или жучок? и т.п. Ребёнок, к примеру, отвечает, что от серого волка должен убежать зайчик. Спросите, почему же зайчик должен убежать? «Потому что он маленький, слабый, а волк сильнее, он зубастый, он может съесть зайчика».

А если нужно отнести очень большой, тяжёлый ящик с яблоками, кто лучше справится с работой: мама или папа? Папа, потому что сильнее. Кто может достать с ветки грушу, мама или Алёша? Мама, потому что выше. Можете иногда показать «удивление»: разве ёжик может съесть жучка? Неужели птичка должна улететь от лисы? Пусть ребёнок приведёт аргументы в пользу ёжика: «конечно, ведь ёжики едят жучков, червяков». Эта игра поможет ребёнку научиться отстаивать свою позицию, правильно высказывать своё мнение.

Для игры можно использовать картинки из старых журналов, газет, книг, которые уже обтрепались. Не забывайте показывать картинки, которые наглядно иллюстрируют каждую ситуацию. Если ребёнок не может сразу же придумать объяснение и оперировать прилагательными, помогите ему составить сложное предложение. И в любом случае похвалите малыша за ответы.

Игра «А как бы сделал ты?»

Подберите несколько тематических картинок, где происходит какое-то действие. Поройтесь в книжках, которые вы читаете малышу, найдите пару-тройку красочных иллюстраций. Например, это будет девочка, которая не слушалась маму и разбила любимую мамину вазу («Цветик-семицветик»), Буратино, сующий любопытный нос в чернильницу и пачкающий тетрадь («Золотой ключик») и т.д. Попросите ребёнка описать, что он видит на картинке, назвать предметы, которые находятся рядом с героями. Во что сунул нос деревянный человечек? В коробочку. Эта коробочка называется чернильница. Раньше люди писали чернилами, макали туда пёрышки. А Буратино решил написать носом, поленился взять перо (расскажите подробно про подобные детали, которые ребёнок видит на картинке). А это что такое? Правильно, парта, за которой детки в школе сидят(то есть попутно вы также учите малыша новым словам и понятиям). Спросите, правильно ли поступает Женя? Хорошо ли сделал Буратино, не послушавшись Мальвину? «А как бы ты, Алёша, поступил на их месте?». Пусть ребёнок объяснит свою точку зрения, пусть и на такие элементарные, казалось бы, вещи.

Можете также задать подобные вопросы, когда вы смотрите какой-нибудь детский фильм, мультфильм(«Золушка», «Кот в сапогах»). Спросите, правильно ли поступают герои, кто нравится, а кто нет, и почему. Как он считает, хорошо ли поступил Кот в сапогах, когда помог своему хозяину? Нужно ли Золушке наказать злую мачеху или лучше простить? Ребёнок будет стараться логически объяснить своё видение сказочных персонажей.

Пусть малыш задаёт вам вопросы, спрашивает и ваше мнение по поводу той или иной жизненной ситуации, фильма или сказки. Не бойтесь выразиться непонятно или сложно, показаться смешным при выяснении вопроса «кто прав: лисичка или котик». Для малыша часто очень важно знать, как правильно надо поступить любимому герою, он переживает за него. Объясняйте ребёнку значения слов, обосновывайте свою позицию. В скором времени вы увидите, что словарный запас малыша обогатился, что ваш ребёнок легко «распутывает» логические ситуации: хоть сказочные, хоть жизненные.