Игра - первый шаг во взрослую жизнь

Игры для овладения детьми необходимыми навыкамиЗавязывать шнурки, застегивать пуговицы, читать, решать математические задачки, застилать постель, ловить мяч, писать письмо, открывать банку, чистить зубы. Что общего у этих заданий? Подумайте. Пробегитесь по ним глазами еще разок. Всему этому нужно учиться. Человек не умеет всего этого с рождения. Опять же, овладение этими и другими навыками требует создания типичной ситуации в любой семье.

Многим детям обучение подобным заданиям дается легко. Некоторым это может показаться трудней, чем подъем на гору Эверест. Но это – всего лишь девять из миллионов личных задач, с которыми человек столкнется в самостоятельной жизни. Как же ребенку овладеть всем этим? И, что еще важнее, как родителям облегчить этот процесс? Конечно же, научить ребенка учиться в игровой обстановке.

Может показаться, что завязать шнурки или застегнуть пуговицы – это самое важное задание в жизни, но на самом деле самым важным заданием является научиться тому, КАК научиться чему-то. Речь не о конкретном задании, а о процессе овладения чем-то, чего мы еще не знаем. Сделать этот процесс веселым и захватывающим – вот что должны уметь родители.

В игровой манере ребенок может научиться:

  • задавать вопросы;
  • собирать информацию;
  • прояснять недостаточное представление о чем-то;
  • принимать решения;
  • планировать действия;
  • совершать перемены;
  • получать помощь и помогать другим;
  • взаимодействовать с окружением;
  • применять моторные навыки и умения.

Развлекательная деятельность подразумевает процесс. Благодаря системе, научившись чему-то одному, ребенок сможет использовать методы для овладения другими навыками. Вот несколько примеров увлекательных игр, которые помогут ребенку научиться учиться.

Игра на двоих “Кто я?”

Учимся задавать конкретный вопрос и применять ответ для решения задачи.

Взрослый решает, кого он будет изображать: живое существо или предмет. Ребенок задает наводящие вопросы, по ответам на которые сможет определить, о чем или о ком идет речь. Взрослый может, кроме ответов на вопросы, давать подсказки движениями. Нельзя спрашивать напрямую: «Кто ты?». Как только загадка разгадана, игроки могут поменяться ролями. Таким образом взрослый показывает ребенку, какие вопросы лучше задавать.

Настольная игра «Подсказка» или игра в прятки с двумя взрослыми

Учимся получать и анализировать определенное количество информации.

Ребенок закрывает глаза. Первый взрослый не просто прячется, а оставляет на пути подсказки "маленький след", по которому ребенок должен следовать. Второй взрослый помогает ребенку анализировать информацию, которую дают подсказки, задавая вопросы – «Чье это?», «В каком направлении указывают эти следы?», «Ты посмотрел во всех направлениях?» (намек, чтобы ребенок смотрел и вниз, и вверх). Как только ребенок найдет спрятавшегося, взрослые меняются ролями.

Игра в шарады

Учимся прояснять недостаточное представление о чем-то, замечать и интерпретировать невербальные компоненты.

Эта простая семейная игра научит ребенка, что действие можно интерпретировать по-разному. Можно включить в игру эмоции, как категорию игры в шарады. Убедитесь, что ребенок сможет играть все роли.

Принимать решения

Принимать решения без ориентира со стороны другого человека.

Постройте во дворе лабиринт с пятью-шестью вариантами прохода и несколькими тупиками. Пусть ребенок пробирается через лабиринт, решая без посторонней помощи, куда свернуть. Дайте ему понять, что тупик – это еще не поражение, и стоит просто повернуть в другом направлении.

Планировать действия

Научиться решать заранее, какие действия или какое поведение потребуются в сложившейся ситуации.

Составьте с ребенком план на утро следующего дня. Включите него время вставания, завтрака, время прогулки и возвращения домой. После этого позвольте ребенку самому спланировать, что он оденет на каждое занятие в списке. На следующее утро пусть одевает то, что запланировал. Будут ли ошибки? Конечно. Но дайте ребенку понять, почему он ошибся и ПОСЛЕ ЭТОГО переоденьте правильно. Если одежда не выбрана, следующий пункт плана не выполняется до тех пор, пока ребенок не решит, что одеть. Эта игра легко может трансформироваться в костюмированный праздник, в зависимости от сезона.

Игра «Тик Так»

Учимся совершать перемены, приспосабливать план или действие на ходу, в зависимости от сложившихся условий.

Выберите час или два, когда будет время «Тик Так». В это время установите сигнал будильника на каждые 15 минут (дольше или короче, в зависимости от возраста ребенка). Потом начинайте какую-то деятельность (игру). Как только прозвенит будильник, нужно начать абсолютно НОВУЮ деятельность (игру), независимо от того, кто где находиться в процессе предыдущей. После времени "Тик Так" можно вернуться и закончить игру или поговорить о том, понравилось ли ребенку менять игру. Выбирайте такие виды деятельности, резкое прекращение которых будет безопасным (приготовление пищи не подходит). Очень полезно включить в список уборку или другие не очень интересные занятия – так что смена деятельности будет кому-то на руку!

Игра «Помоги соседу»

Научиться просить о помощи, предлагать свою помощь, если необходимо.

Это парная игра. Перед игрой необходимо приготовить карточки с заданиями. На каждой карточке должна быть описана проблема, в решении которой человеку понадобиться помощь. Например:

  • У меня болит рука. Пожалуйста, помоги надеть куртку.
  • Я потерял ключи. Пожалуйста, помоги мне их найти.
  • Мне нужно найти туфли и подобрать парные носки.
  • Помоги сделать одно, пока я справлюсь с другим...

Карточки с заданиями лежат между партнерами тыльной стороной кверху. Партнеры решают, кто из них будет помогать, а кто просить о помощи, затем один из них выбирает карточку и читает задание второму. Когда задание выполнено, игроки меняются ролями. За успешно выполненные задания можно засчитывать очки. В конце недели победителю можно вручить премию «Помощник недели».

Игра в «Охоту»

Учимся взаимодействовать с окружением, замечать и распознавать объекты в окружающей среде.

Играть можно в парке, в местном торговом центре или во дворе дома. Составьте карточки с фотографиями или названиями вещей, которые ребенок должен найти. Постарайтесь помогать ему как можно меньше, не забывайте хвалить за успех, за просьбу о помощи и запоминание найденных вещей. Переверните карточки и попросите, чтобы ребенок составил список вещей, которые вы должны будете найти.

Игра «Делай, как я»

Учимся контролировать движения своего тела.

Вначале взрослый должен выбирать движения, которые ребенку будет просто повторить. Затем задания должны становиться все сложнее. Хвалите за все попытки – это подбодрит ребенка и придаст уверенности в себе, и у него возникнет желание пробовать снова (в этом и есть суть учебы учиться). Поменяйтесь ролями. Играть в эту игру можно даже во время уборки или мытья посуды.

Конечно, детям интереснее играть игрушками, например, игрушечной железной дорогой, но и повседневные занятия можно превратить в забавную и развивающую игру. Планируя день, спрашивайте себя не просто «Что мы собираемся делать?», а «Чему мы собираемся научиться сегодня?» Задавайте вопросы – Как можем мы… , как мы делаем… , какой у нас выбор… , помогайте исследовать альтернативы: если поступить так, то что будет? Если по другому, что измениться? Помните, так же важно учиться и на ошибочных решениях.

Обучающие игры включают экспериментирование с поведением до того, как оно понадобится в реальной жизненной ситуации. Не принимайте эти уроки слишком серьезно, иначе никто не захочет играть. Вводите эти занятия постепенно – и они могут стать настоящим весельем.