Нескучные уроки

Как легко и ненавязчиво обучить ребёнка и развить фантазиюКак хочется, чтобы наши детки быстро осваивали мир вокруг себя, чтобы у них прекрасно развивались ощущения, логика, воображение. Для этого родители зачастую готовы, пожалуй, броситься в бескрайнее море продукции, которая так и жаждет помочь воспитать маленького гения. Специализированные магазины завалены красочными играми, книгами с «новейшими методиками», хитроумными игрушками, наборами для десятка видов творчества, и всё это направлено на то, чтобы мама с их помощью развивала своё любимое чадо.

Можно растеряться в таком многообразии, расстроиться, глядя на высокие цены, и в результате так ничего и не купить. Но задумайтесь, нужны ли вам все эти фолианты с методиками, дорогие наборы, в которых, бывает, одна упаковка стоит чуть ли не больше самой игрушки, гора обучающих дисков? Для полноценного развития малыша нам вполне хватит того, что есть в нашем доме.

Вспомните, как замечательно развивалась фантазия у обычных крестьянских детей, которые делали игрушки из щепок, палок, заворачивали их в лоскут и с удовольствием нянчили этих «младенцев». Или, например, возились возле мамы и познавали мир, глядя, как она кормит кур, гусей, поросят, готовит кашу, или собирает ягоды. Тем самым дети обогащали словарный запас как бы мимоходом, без разработанных «ведущими профессорами» кубиков.

Конечно, некоторые игры не помешают, но лучше всего, если ребёнок узнаёт новые слова, ощущения, развивает воображение в самом процессе жизни. Самые рутинные дела, которые вы делаете дома или в саду, могут стать бесценными уроками жизни, научить не хуже красочных дорогих книжек. Давайте посмотрим, как ненавязчиво объяснить ребёнку понятие о цвете, об ощущениях, о форме, помочь «выпустить на волю» фантазию.

Например, вот вы покупаете на рынке овощи, фрукты или выращиваете сами. Пусть это будут гладкий болгарский перец, огурец, помидор, айва и другие растения. Разложите овощи и фрукты перед ребёнком (заодно наведёте порядок в овощном ящике). Расскажите: «Вот это – огурчик, зелёный, с пупырышками, это перец красный, гладкий, блестящий, а вот это айва шероховатая, жёлтая» и т.д. Говорите медленно, чётко проговаривайте слова, чтобы малыш хорошо воспринимал на слух названия цветов, растений. Пусть ребёнок рассмотрит каждый овощ и фрукт, возможно, даже на зуб захочет попробовать, не мешайте ему в этом. Естественно, всё должно быть как следует вымыто!

А можно в сезон, когда большинство урожая уже созрело, просто пройтись с малышом вдоль грядок (одновременно можно прополоть, где надо, что-то собрать), рассказать ему про овощи и фрукты, которые он может сам сорвать и тут же попробовать (конечно, маме лучше сначала обдать сорванное водичкой). Нарисованные на картинке овощи могут быть еще красивее, чем настоящие, но зато сколько приятных впечатлений от «работы» на настоящем огороде: сам нашёл клубнику (морковку и т.д.), сам сорвал, маме помог - съел! (Да при этом мамочка ещё и рассказала, сколько всего интересно растёт вокруг).

Вы хлеб печёте? Зовите ребёнка, да, скорее всего, он сам будет крутиться возле вас. Рассказывайте, что вы делаете: вот мука у нас белоснежная, из неё тесто будет, а это семечки подсолнечные, серенькие, мы их в хлеб положим. «Нам для хлеба нужно три стакана муки, один стакан воды…» - учим цифры. И не нужно бояться, что ребёнок что-то не усвоит, забудет, что он мал. Всё рассказывайте и показывайте!

Готовите кашу или пюре – покажите, что это вы такое насыпаете в кастрюлю: гречку, картошку, пшено, перловку, назовите эти растения. Какая гречка? «Коричневая», «мелкая». Картошка тоже коричневая, но большая. Варите фасоль – выложите горкой на стол, пусть ребёнок посмотрит, что это за фасоль такая: «блестящая», «овальная», «бывает беленькая, красная, или с пятнышками». Чем не прекрасный материал для освоения мира? Да ещё при этом и обед сварите!

Вы убираете в шкаф чашки или решили сделать чай: ну-ка, чьи тут чашечки? Пусть малыш покажет: чашка с зайчиком – это Артёма, красная в горошек – мамина, а большая в полоску – это папина чашка.

Или взять, к примеру, достаточно неприятный поход в поликлинику: сидя в очереди, отвлеките ребёнка: кто какого цвета курточку надел? Сколько деток в красном? А в зелёном? Сколько взрослых, а сколько детей? Если у вас с собой есть журнал, просмотрите его: вот это пирожное мы приготовим, когда придём домой – «с мёдом, с орехами, с изюмом», а вот это, Тёма, «пахлава», это такое печенье, его кушают детки на Востоке, но у нас его тоже продают. Ну-ка, кто быстрее сосчитает, сколько конфет нарисовано на картинке? А что это за собачка тут? Пудель, он выступает в цирке. А это кто такой важный, с плоской мордочкой, весь такой пушистый? Персидский кот! И так далее; вы отвлечёте малыша от нудного ожидания, от гнетущей обстановки больницы, да и заодно научите его новым понятиям, потренируете устный счёт.

Разберите старый шкаф, коробки с вашим рукоделием. И во время раскладывания на нужное и ненужное покажите ребёнку: это – шерсть, её нам дают овечки, а это шёлковая тряпочка, а вот это бархат. Какого они цвета? Одинаковые ли они на ощупь? Возможно, малыш захочет утащить лоскутки в своё кукольное царство, забрать себе зайчика или котёнка, которого он вдруг «поймал» в мешочке с обрезками (кусочек меха). Пускай: через какое-то время он сможет сам сшить первое платье для куклы, одеяльце для Мишки. Теперь он знает, какие бывают ткани, фактура. Легко, а главное, никакой специальной «учёбы», от которой спать хочется.

Для мамы и папы вокруг море возможностей для обучения ребёнка, а для малыша всё это – одна бесконечная игра. И, что хорошо: ребёнок не сидит над учебным материалом, ему не читают поучительную лекцию, не «воспитывают». Вы, возможно, помните, как ваша мама приносила умную книжку, где надо было изучать, где какого цвета круг и считать палочки под неусыпным надзором. Не всегда это было весело, правда? Хотелось пойти посмотреть, что там, на кухне, так пахнет вкусно, а тут сиди, обводи кружочки неумелыми пальчиками.

А если мы вовлекаем малыша в сам жизненный процесс, то ему не скучно, всё вокруг в движении, делаются какие-то дела, мама рассказывает, всё интересно. Чтобы разнообразить впечатления, можно иногда купить игру в магазине, но не стоит делать это системой. Жизнь вокруг нас очень богата, разнообразна, она легко учит малышей понимать мир и развивать свои собственные ощущения часто куда лучше искусственных заумных методик. Что наша жизнь? Игра, и весьма интересная!