Ваш ребенок одаренный?

Одаренный ребенокВаш ребенок начал рано ходить и говорить? Его мозг как губка, и он обожает учиться? Ничего себе, ясно же, что он - гений! Хм, а может и нет. Слово "одаренный" - одно из самых употребляемых, если речь заходит о воспитании. К сожалению, уж извините, оно одно из самых неправильных.

Подавляющее большинство детей не являются одаренными. Только от 2 до 5 процентов детей, по разным оценкам, отвечают всем требованиям. Из них только один из 100 считается очень талантливым. Вундеркинды, способные читать в 2 года и поступить в институт в 10, встречаются еще реже: 59 на миллион. И несмотря на бум развивающих методик, многообразие образовательных DVD, обучающих игрушек и специальных классов, эти цифры не растут.

Вы не можете сделать своего ребенка одаренным, это в крови. Тем не менее, трудно сопротивляться соблазну рассмотреть вашего ребенка на наличие признаков гениальности. Кстати, "знаки" из первого абзаца, не дают никаких гарантий. Растущее увлечение одаренностью является частью природного инстинкта. Все хотят, чтобы их потомки имели конкурентные преимущества в условиях все более ожесточенных правил приема в школы. Зачем довольствоваться "умным", когда можно быть "одаренным"?

Правда в том, что одаренные дети столь же редки, как Эйнштейн и Моцарт, но хорошей новостью является то, что существуют способы, используемые для полного раскрытия потенциала ребенка. Чем больше вы уделите времени ребенку в первые годы его жизни, тем более способным он будет. Поэтому запомните пять шагов к успеху.

1. Забудьте слово "одаренный". У него нет стандартного определения, поэтому очень много желаемого выдается за действительное. Вообще говоря, одаренный ребенок имеет особые способности в конкретной области. Порой люди даже себе не признаются, что они ожидают чуда от ребенка. И родители, чьи дети "очень способные" или "продвинутые" в той или иной области, не чувствуют себя удовлетворенным, пока кто-то официально не признает его ребенка "одаренным".

2. Начните с основ. Растущий мозг ребенка нуждается в стимуляции, чтобы изменяться и развиваться. Единственное, что он любит - новизна. Каждый раз, когда ваш ребенок встречает новые игрушки, слова, звуки, текстуры, вкусы, запахи, лица и места, он учится. Вам не придется работать сверхурочно, все в повседневной жизни для ребенка интересно и неизведанно. К концу первого года жизни некоторые дети проявляют признаки одаренности, а некоторые нет. Не расстраивайтесь, если этого не произошло: просто чаще беседуйте с малышом, пойте ему, читайте, помните, что о многом ребенок узнает посредством игры.

3. Самое главное - игра. Для развития малышей и дошкольников не нужны специальные программы и учебные пособия. Нет доказательств, что эти образовательно-развлекательные приспособления повышают интеллектуальный уровень детей. Большинство педагогов уверены, что основная цель развития - не получение академических знаний, а повышение способности к обучению. И учителя, и родители знают, что лучше всего учиться весело. Если информация попадает в голову весело и игриво, они остается там дольше. Психологические исследования подтверждают, что игровая деятельность способствует лучшему запоминанию мозгом информации, а это повышает качество обучения. Вот почему игра - все для маленьких детей. Игра - это обучение, эксперимент, выражение творчества, практика социализации, развитие языка и математических навыков и возможность посмотреть на мир по-новому.

4. Наблюдайте за своим ребенком. Если, к примеру, ваш ребенок очень разговорчивый, вы можете обогащать его словарный запас, используя больше прилагательных. Опирайте на его способности,  словно на строительные леса. Это означает, что нужно подталкивать его к получению нового сложного опыта в позитивном ключе, что поможет ребенку достичь более высокого уровня, чем он мог достичь по собственной инициативе. Например, если ваш малыш спрашивает об увиденном стоп-сигнале, опишите знак и объясните его смысл. Еще одна идея для любопытного словоохотливого ребенка: сделайте книгу вопросов. Если ваш ребенок задает вопрос, а вы либо не знаете ответа, либо слишком заняты, скажите: "Давай запишем его." Позже вы можете изучить вопрос вместе: найти книгу, выйти в интернет, посетить библиотеку или музей. Обогащение знаниями не должно стоить денег, ведь учиться можно практически на всем, что окружает малыша.

5. Будьте наставником, а не надзирателем. Отношения между ребенком и его родителями и учителями формирует его отношение к учебе. Стремитесь быть нежным руководителем, а не доминирующим тренером. Конечно, не нужно бегать по различным школам и секциям, чтобы определить деятельность, которую любит ребенок. Экспериментируя над ребенком, вы рискуете получить эффект "залипания". Просто развивайте его интересы. Если он любит динозавров, найдите книги и фильмы о них или посетите музей. Вам не нужно сидеть и учить его, расслабьтесь. Лучший подарок для малыша - общение с вами. Чтение, пение, игра, танцы, ловля светлячков - это все хорошо. Остальное может подождать.