Прививать ли ребенку любовь к труду с рождения?

Как воспитать в ребенке любовь к трудуМы часто произносим слова « трудолюбие», « трудолюбивый». Но как часто задумываемся, что вкладывается в это понятие? Кажется, все просто. Кто любит труд - тот трудолюбивый. Вот пример: Ваш ребенок с удовольствием помогает Вам накрывать на стол, а игрушки складывает на место со слезами. Или, к примеру, школьник часами строгает, конструирует, пилит, а вот выполнить уроки не хватает усидчивости. Или бережно складывает и хранит гвоздики, железки в коробочках, а придя домой из школы, переодевшись, разбрасывает вещи и никак не хочет положить их на место. Трудолюбивый ли он?

А может, мы ошибаемся, сравнивая трудолюбие и лень? Может, он просто неумелый? Значит неумелого надо научить, в ленивом – воспитать трудолюбие. Чем раньше мы начнем прививать маленькому человечку чувство радости от труда, тем более он будет счастлив.

От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. Какую работу мы выполняем с интересом? Знакомую нам и привлекательную. Значит надо научить ребенка каким то общим действиям облегчающими труд, делая его привлекательным и осмысленным. Ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ достижения, оценивать результат своей деятельности – вот, прежде всего, чему надо научить в процессе воспитания трудолюбия.

Наши маленькие детишки - большие «почемучки». Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему?», «зачем?», « для чего?», ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?» Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников и младшим школьным возрастом является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой - превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют», где руководителем будет мать, а сотрудником сын. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. В последствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Дети чаще всего играют во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать. Они стараются подражать, тянутся к общению со старшими. И когда взрослые привлекают их к совместной игре – это окрыляет доверием.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.

С подростками несколько сложнее. У них уже есть любимые и не любимые вещи, привлекательные и неинтересные занятия, трудные и легкие школьные предметы. Как изменить их отношение, а значит, и воспитать трудолюбие? Вашей заинтересованностью, совместной деятельностью. Займитесь ремонтом бытовой техники, если Ваш сын не решается взяться за это; математикой, если у Вашего ребенка не лежит душа к этому предмету и т.д. В вашей совместной деятельности будет формироваться и усваиваться собственный опыт детей.

Также надо помнить и обращать внимание на нравственно-волевые качества, такие как наблюдательность, настойчивость, усидчивость, любознательность, требовательность к себе, интерес и способность к творчеству, стремление проявлять заботу об окружающих.