Кризис трех лет

Кризис трех летМалыш, достигая трехлетнего возраста, начинает относиться к взрослым с другим типом отношений, сравнивает себя с родителями, дедушками и бабушками, пытается пользоваться теми же правами, что и они, быть более независимым и самостоятельным.

Какие возникают кризисные явления?

Кризис у детей трехлетнего возраста - это один из сложных моментов в жизни ребенка. Их самостоятельность постоянно ограничивается, у детей возникают кризисные явления, такие как:

  • негативизм - когда малыш негативно реагирует на требования или просьбы родителей. И делает это лишь потому, что просьба исходит от взрослого.
  • упрямство, с помощью которого, ребенок стремится достичь желаемого. Оно является реакцией настаивать на том, что не только очень хочется, но и для того, чтобы с его мнением считались.
  • строптивость - ребенок настаивает на своих желаниях и проявляет недовольство поступками и предложениями других. Она направлена против той системы отношений, которые сложились в раннем детстве, против норм воспитания, а не против родителей.
  • произвол - стремление к отделению от взрослого. Ребенок сам стремится что-то делать. При этом не только физически самостоятельно, как в раннем возрасте, но и самостоятельно формировать намерения, замыслы.
  • протест-бунт - возникает тогда, когда отношения ребенка с родителями находятся как бы в состоянии постоянной «войны», что вызвано регулярными конфликтами.
  • деспотизм - ребенок может жестко проявлять свою власть над взрослыми: диктовать, что он будет кушать, а что нет. Если же в семье несколько детей, то деспотизм может приобретать форму ревности и нетерпимости к другим детям.

Кризис у деток возраста трех лет является фактически периодом и формой перестройки отношений ребенка с социальным окружением, изменения позиции по отношению к родителям. Стремление к самостоятельной деятельности ребенка обусловлено желанием отделиться от них, иметь собственное мнение, с которым считаются другие. Именно поэтому упрямство и негативизм направляются против взрослых, которые находятся постоянно рядом, и почти никогда - против сверстников.

Что делать?

Прежде всего, как будет протекать кризис в этот период, зависит от отношения родителей к ребенку. Если они пытаются вести себя так, как привыкли, то могут этим самым закрепить негативные проявления поведения, которые будут сопровождать почти до школьного возраста.

Смягчить проявления негативизма возможно, если проявлять тактичность, оказывать возможную степень свободы и самостоятельности. Однако, очень часто, притязания трехлетних детей бывают слишком большими и не соответствуют возможностям: самостоятельно пойти в детский магазин, сварить обед, управлять автомобилем. В таких ситуациях наиболее действенной формой удовлетворения подобных желаний может быть только игра.

При условии правильного воспитания, ухода любых форм насилия, своевременной реакции взрослых на возможности ребенка, удовлетворение его потребностей в новых формах деятельности и отношений с взрослыми, тяжелый период кризиса возможно значительно сократить.