Учим ребенка самоконтролю

Самоконтроль направлен на то, чтобы малыш сумел вовремя заметить, что он вот-вот начнет злиться, "взял себя в руки" или просто вовремя отреагировал на свою же вспышку гнева и сумел бы ее загладить. Обучить навыкам самоконтроля ребенка может как психолог или воспитатель в детском саду (но вспомните, сколько таких детишек у воспитательницы, и все они одинаково "разгневанные"), так и родители.

Плюсы домашнего обучения самоконтролю в том, что доверия к родителям у ребенка больше, к тому же мама или папа могут сами для себя сделать выводы, когда и на что гневается ребенок, а соответственно, сделать некоторые корректировки в его воспитании. Разумеется, родители должны обладать хотя бы минимумом педагогических и психологических знаний.

Прежде чем учить ребенка самоконтролю, папа и мама должны научиться разбираться в себе, то есть уметь контролировать свои чувства, а также понимать, откуда они берутся, уметь "раскладывать" их "по полочкам". Кроме этого, еще нужно уметь оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Помните, что ребенка научить этому будет сложнее, потому что дети, как правило, импульсивны - они сначала делают, а потом думают.

Для начальной стадии обучения самоконтролю нам нужно научить ребенка обдумывать любые варианты поведения. Это не значит, что малыш должен долго думать, прежде чем сделать каждый шаг по полу или перед каждым погружением ложки в кашу. Просто некоторые поступки он должен научиться обдумывать, а затем совершать. Чтобы ребенок смог это сделать, нужно... поиграть с ним. Мы уже привыкли к тому, что лучшая форма объяснения чего-либо ребенку и лучшее средство получения им необходимых навыков - игра.

Для обучения ребенка навыкам самоконтроля мы также будем играть с ним, но игры будут особыми. Собственно, это и не игра в прямом смысле слова. Скажем так: это набор способов оценки собственного состояния. Он помогает ребенку почувствовать собственный гнев в прямом смысле слова - через телесные ощущения.

Наверняка, и вы слышали такие выражения "душит гнев", что от злости бывает "ком в горле'"и "скрипят зубы". Между прочим, это естественные физиологические реакции любого организма - и маленького, и взрослого, - на гнев. Проще говоря, когда человек сердится, его организм начинает "выдавать" такие вот странности. Причем, и у детей, и у взрослых организм на гнев реагирует примерно одинаково (исключение может быть при наличии патологий).

Попробуйте изобразить снежный комок (можно из снега, а можно из пластилина). Комок катится и становится больше. Это наш гнев. Ребенок в любое время может взять и остановить этот самый комок, не дав гневу развиться. А после уже приступайте к конкретным действиям: внимательно следите, когда ребенок в следующий раз будет злиться. Спросите его, что он чувствует в этот момент. Пусть хорошо подумает и расскажет о своих ощущениях - уже это сбавит его пыл. А затем объясните малышу, что если он знает, когда будет злиться, зачем ему это делать?

Ведь он может натворить поступков, за которые ему потом будет стыдно перед мамой, папой и друзьями. Подскажите ему, что как только он почувствует в себе признаки приближающегося гнева, он может выйти из конфликта - так он поведет себя более достойно, чем соперник в споре, который кривляется, гневается и ведет себя просто некрасиво, только ради того, чтобы спровоцировать вашего ребенка на гнев.