Основные причины детской агрессии

Основные причины детской агрессииСемья как причина агрессии ребёнка

Что такое семья для ребенка? Это, прежде всего, окружение самых близких для него людей, с которыми он проводит больше всего времени. Для ребенка это целый мир с его правилами, нормами, формами поведения и т.д. И эти правила и нормы очень быстро усваиваются детьми и остаются с ними до подросткового возраста и даже в зрелые годы.

Многие исследования показали, что есть зависимость между негативными отношениями ребенка и родителями и агрессивным поведением самого ребенка. Дети, лишенные поддержки, заботы, взаимопонимания от родителей или одного родителя, чаще попадают в преступный мир, и окружающие отзываются о них, как об агрессивных.

Люди, которые совершали особо жестокие преступления, как правило, происходили из распавшихся семей, в которых детям отводилось далеко не первое место. Женщины, которым в детстве недодали любви и ласки, своих детей чаще воспитывают довольно жестко. Они могут срываться на собственных детях, шлепать их, ругать. Дети (от 15 до 40 месяцев), на плач которых быстрее реагируют родители, ведут себя намного дружелюбнее и открытее, нежели дети родителей, которые привыкли долго не обращать внимание на слезы и просьбы своего ребенка.

В принципе, понятно, что вся ответственность за агрессивность детей на плечах родителей, которые должны в своих воспитательных действиях не наделать больше вреда вместо желаемой пользы. Психологи пришли к заключению, что и слишком частые наказания, и вседозволенность способствуют появлению агрессивности у ребенка. Поэтому очень важно понимать: за что, и как следует наказывать, а иногда лишний раз позволить ребенку осознать самому неправильность своего поведения.

Как наказывать, чтобы не навредить?

В то время когда родители наказывают детей, те усваивают, что проявление агрессии по отношении к другому - это нормально. Поэтому очень важно следить за своими эмоциями, поведением в процессе наказания. Если родители на любой неправильный поступок реагируют физическим наказанием, то ребенок начинает понимать, что физическая агрессия - это способ воздействия на окружающих и контроля над ними, и при общении с другими людьми будет вести себя подобным образом.

Часто, наказывая ребенка, родители рискуют совсем потерять над ним контроль. Такие дети избегают своих родителей и при попытке устранить то или иное непослушание всегда будут сопротивляться. Если дети меняют свое поведение после очередного физического или иного воздействия, то, скорее всего, они просто подчиняются до тех пор, пока за ними наблюдают, а нормы и формы поведения, которые им стараются привить, так и останутся неусвоенными.

Из этого всего не следует делать вывод, что наказывать совсем не нужно, ведь некоторые методы наказания являются достаточно эффективными.

1. Само наказание будет эффективным, если оно всегда будет следовать сразу после проступка. Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают, и не должен успеть осознать удовольствие от своего проступка.

2. Не стоит грозиться, что накажете ребенка, а потом не делать это на практике – так вы учите детей вовсе игнорировать ваши советы и просьбы.

3. Старайтесь наказывать за определённое нарушение соответствующей санкцией. При этом не стоит забывать, что нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз на этот же проступок никак не прореагировать. Всегда объясняйте ребенку, за что вы его наказываете, и предлагайте возможные варианты другого желаемого поведения, иначе у него может появиться психологический барьер: ребенок может стать робким, застенчивым и будет думать, что любое его действие может быть неправильным.

 

Общаясь с другими детьми, ребенок заимствует определённые формы поведения. Ребенок может научиться как социально значимому поведению, так и может усвоить агрессивные навыки поведения.

Как происходит подобное обучение агрессии? Прежде всего, во время игр, когда в определённой ситуации могут пойти в ход оскорбления, кулаки и прочее. Психологи пришли к выводу, что дети, которые посещали дошкольные учреждения, более агрессивны, чем те дети, которые в это время не так часто общались со сверстниками. Может быть, потому, что в детском саду больше условий практиковать такое поведение, оно же потом легко переносится и в другие условия (дом, школа и др.)

Как правило, детей агрессивных не особо любят их сверстники, однако нельзя сказать, что они являются изгоями во всех группах сверстников. Ребенок, которого игнорируют в одном месте, может с легкостью занимать лидерское место в другом месте, скорее всего в группе таких же агрессивных, как он сам.