Нетрадиционное рисование акварельными красками

В садике и школе ребенка будут учить, как правильно пользоваться акварельными (или гуашевыми) красками. А мы будем рисовать «неправильно», т.е. так, как рисовать не принято. Но в процессе этих техник краски раскрывают в наибольшей степени свои возможности.

Через нетрадиционные техники рисования углубляются знания об основных и дополнительных, холодных и теплых цветах, закрепляются навыки смешивания красок, получения различных оттенков цветов. В процессе освоения новых техник дети знакомятся с основными свойствами, приемами работы акварелью.

Итак, несколько нетрадиционных техник рисования акварельными, а в некоторых случаях подойдут и гуашевые, красками.

1. Монотипия. Другим словом «отпечатование». Нарисуем в данной технике бабочку. Альбомный лист делим на 4 одинаковые части. На каждой будем рисовать бабочку, всего получится их у нас четыре. Маленький листочек сгибаем пополам, разгибаем. Рисуем только одно крылышко у бабочки так, чтобы туловище приходилось на линию сгиба. Берем много воды и много краски, чтобы отпечаток получился ярким. Прижимаем чистую половинку к разрисованной, приглаживаем ладошкой. Раскрываем – у бабочки теперь два крылышка. Выполнив несколько бабочек в данной технике можно составить из них композицию.

Другой вариант: на небольших листочках выполняем любыми цветами пятна любой формы. Отпечатываем их на альбомном листе. А потом, наотпечатовавшись, придумываем, на кого или что эти пятна похожи. Мелкие детали, после того, как краска высохнет, можно подрисовать фломастерами.

пейзаж с отражением в водеЕще один вариант: пейзаж с отражением в воде. Лист располагаем вертикально. Отгибаем нижнюю часть, примерно 1/3. Простым карандашом рисуем пейзаж только в верхней большей части. Раскрашивая верхнюю часть, берем много краски и воды. После того, как верхняя часть раскрашена, быстро, пока краска не высохла, смачиваем водой нижнюю часть. И прижимаем ее к верхней. Приглаживаем. Раскрываем – в речке получилось отражение.

букет из осенних листьевВариант следующий: букет из осенних листьев. На альбомном листе в нижней части рисуем красками вазу. На маленьких листочках рисуем красками (много воды и краски) осенние листья. Отпечатываем их в вазу. Отпечатывать нужно так, чтобы листья получились стоящими в вазе. Цвета берем осенние: желтый, оранжевый, красный. После того, как краска высохнет, мелкие детали, например, прожилки прорисовываем фломастерами.

И последний вариант: вместо маленьких листочков можно использовать клеенку, стекло, любую гладкую поверхность.

Кляксография2. Кляксография. Делаем на листе с помощью кисточки лужицу из воды и краски. Раздуваем ее в разные стороны. С первого раза, как правило, получаются цветочки или чудища. Но потренировавшись, получатся и животные.

Рисование по мятой бумаге3. Рисование по мятой бумаге. Для такой работы жесткий ватманский лист не подойдет. Нужна бумага помягче, можно ксероксную. Рисунок сначала выполняем простым карандашом. Потом лист комкаем. Разглаживаем. Рисуем красками. В складочках краска скапливается, и когда работа высохнет, будет ощущение, что картина с трещинками. Мы так рисуем «старинные» картины.

4. Рисование пальцем. Рисунок сначала выполняем простым карандашом. А потом в краску макаем не кисточку, а палец, указательные, остальные сжаты в кулачок. Раскрашивать можно примакиванием, получится рисунок в кружочках или овальчиках – отпечатках от пальчиков. Можно краску размазывать. На своих занятиях я ограничиваю ребят только одним пальцем, чтобы обойтись меньшими потерями: не замарать ни себя, ни соседа. А дома с ребенком можно использовать и все пальцы сразу, и раскрасить, а потом отпечатать всю ладошку. Из таких отпечатков красивые получаются цветы. Сохраните эти «отпечатки». И через несколько лет ребенок приложит к нему свою ладошку и представит, каким маленьким он был.

5. Рисование «по сырому». Рисунок сначала выполняем простым карандашом. Потом лист смачиваем водой, только смачиваем, луж стоять не должно. По сырому рисуем красками. Краска будет растекаться. Может получиться лохматое животное или пейзаж в тумане. Мелки детали, после того, как краска высохнет, можно подрисовать фломастерами.

6. Эмоциональные человечки. Поучимся выражать свои эмоции цветом. Для этой работы я использую шаблоны – мальчик и девочка. Обводим шаблон. Дорисовываем карандашом лицо, прическу, одежду. А настроение, эмоции этого человечка выражаем цветом. Зло – темное, грязное, холодное; добро – теплое, светлое и т.д.

7. Времена года. Поговорив с ребенком о временах года, можно предложить ему нарисовать их в виде человека. Пусть ребенок сам выберет пол, возраст. Поговорите о цветах каждого времени года. Краски у нас дома прибраны, не так как фломастеры и карандаши, которые ребенок берет в любой нужный ему момент. Красками мы рисуем вместе, т.е. под присмотром. Первый рисунок у нас всегда вместе: или я показываю новую технику, или новые приемы. Со второй работы ребенок творит сам, что хочет и как хочет.

Приведенные здесь техники подходят для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.